Модные веяния бизнес-образования
Является ли МВА-образование некоторой застывшей моделью, при которой энергичным и целеустремленным молодым людям достаточно изучить определенный набор дисциплин, состоящий из бухучета, финансов, маркетинга, менеджмента и некоторого количества примеров бизнес-деятельности, представленных в виде кейсов, чтобы стать успешными руководителями высшего звена? Некоторые бизнес-школы считают, что этого уже недостаточно.
Бизнес-образование как явление не должно быть в роли статиста, отражая только события и действия, происходящие в деловом мире, но выступать в роли оракула, способного спрогнозировать и смоделировать развитие тех или иных бизнес-процессов. Причем делать это нужно в наиболее изящной форме, для чего накатанные алгоритмы действий, по которым двигаются гиганты рынка, не годятся. Для этого, как пишет МБШ официальный сайт, необходим дизайнерский креатив.
Размышляя о бизнес-образовании, следует говорить не о бизнесе дизайна (business of design), который ориентирован на то, чтобы «пытаться понять, что дизайнеры делают, как они это делают и как управлять этим. Это уводит в сторону от решения задачи. Фокус должен быть направлен на «дизайн бизнеса» (design of business): нам необходимо направить внимание на дизайн нашего бизнеса с тем, чтобы предоставлять элегантные продукты и услуги в наиболее изящной манере.
Московская бизнес Школа много чему научит в плане инноваций. Философия дизайнерских бюро — пробуй, создавай и улучшай. К традиционным индуктивному (доказывает, что на самом деле что‑то работает) и дедуктивному (обосновывает, что должно быть что‑то) дизайнеры добавляют абдуктивный метод (определение Джеймса Марча). Это метод предположения (что‑то может быть) и доказательства (это что‑то можно создать и эксплуатировать).
В то время как традиционные фирмы не выходят за рамки определенного бюджета, парадигмой деятельности дизайнеров является идея (не существует того, что не может быть создано), при которой возникающие сложности лишь увеличивают работу творческой мысли. Пробным камнем в реализации идеи дизайна бизнеса стало создание учебных курсов совместно с Колледжем искусств и дизайна провинции Онтарио (Ontario College of Art & Design — OCAD). Первой стала программа, разработанная для студентов школы им. Ротмана, специализирующихся в области маркетинга, и учащихся колледжа, занимающихся на кафедре дизайна рекламы. Суть проекта состоит в том, что смешанные группы студентов, разбившись на небольшие креативные команды, создают различные стратегии маркетинговых и рекламных кампаний для конкретных фирм-заказчиков. Кураторами выполняемых заказов являются представители крупнейших канадских рекламных агентств. Работа включает анализ потребностей заказчика, проведение маркетинговых исследований, выявление целевых рынков, медиапланирование, разработку рекламных концепций.
Как считает Эдриан Сливоцкий, вице-президент консалтинговой фирмы Mercer Management, концепция «дизайн бизнеса» разработана своевременно, потому что бизнес‑сообществом сегодня востребована новая форма деятельности — инновационный дизайн бизнеса. Это означает, что компании смещают акцент в своей деятельности с инновации продукции на инновацию спроса (demand innovation).
-
31 июля 2019