Опубликован перечень показателей для оценки эффективности работы исполнительной власти Самарской области
Опубликован перечень показателей для оценки эффективности работы исполнительной власти Самарской области. В этом году он практически в два раза меньше, чем в прошлом. Повлияет ли сокращение списка на качество работы чиновников?
В прошлом году список показателей для оценки эффективности работы чиновников в Самарской области состоял из более чем 30-ти пунктов. В этом году — всего лишь из 15-ти. Стоит отметить, что этот перечень — точная копия новых критериев, утвержденных для всех регионов. По мнению начальника отдела глобальных исследований «Открытие брокер» Тимура Нигматуллина, ключевой момент в этом перечне — противоречия между показателями и отсутствие конкретики.
В случае с Минэкономом, здесь есть показатель, который стимулирует данную ветвь власти снижать безработицу, другой показатель стимулирует увеличивать реальные заработные платы. Т.е. одно другому противоречит. Если мы заставляем компании платить людям больше денег, для них рабочая сила становится более дорогой, соответственно, безработица увеличится. Т.е. нельзя сделать одновременно хорошо всем за короткий период времени, нужно выбирать приоритеты, а приоритеты в этом перечне не выбраны, и, на мой взгляд, это большая проблема. Т.е. помимо отсутствия формулировок и требований, они еще и противоречат, это не лучшая практика.
По мнению политического юриста, члена правления Российской ассоциации политических консультантов Олега Молчанова, количество пунктов в перечне большой роли не играет, а любые размытые критерии говорят о том, что возрастет субъективизм при оценке эффективности деятельности руководства регионов.
Можно вспомнить ситуацию с майскими указами, где были количественные показатели, которые необходимо было выполнить, и поэтому, чтобы их выполнить, приходилось идти на какие-то ухищрения, которые в реальности ухудшали ситуацию в целом в отрасли. Например, здравоохранение, приходилось слегка сокращать количество медработников, чтобы у оставшихся зарплата была высокая. Следовательно, само положение со здравоохранением из-за уменьшения количества медработников оказалось хуже. А количественные показатели выполнялись. Я думаю, в том числе это одна из причин отказа от количественных жестких требований и отказа от небольшого количества расплывчатых формулировок. В целом федеральный центр отдал всю ситуацию в регионах на откуп губернаторам, губернаторы сами решают, кто хорошо работает, кто плохо, и в основном это делают на основании каких-то субъективных впечатлений, показателей, как в суде говорят, по внутреннему убеждению.
В интервью изданию «КоммерсантЪ» о новой системе оценки губернаторов министр экономики России Максим Орешкин подчеркнул, что « нет ни у кого такой задачи — уволить губернаторов». По мнению руководителя консалтингового центра «Социальная динамика и информация», политолога Юрия Эйриха, рейтинги губернаторов, которые вычисляются на основе оценки эффективности работы, зачастую не являются той причиной, по которой в действительности уходят главы регионов.
Зачастую это либо какие-то коррупционные скандалы или прочее, поэтому здесь, с одной стороны, это показатель работы, на который стоит ориентироваться, но в случае чего даже соблюдение этих критериев может не спасти. А поскольку в целом ключевой позицией (является) именно вопрос, связанный с коррупцией, так или иначе во главу угла ставится. И второй уровень — это уровень протестности населения в соответствующем регионе. А вот как замерить этот уровень протестности, — здесь разные подходы и разные критерии. Поэтому тут, конечно, зависит и от региона зачастую, и в то же время зависит от конкретной личности, и как будет построена работа, и как допускаются какие-то высказывания, которые порой вызывают общественный резонанс, и прочие факторы. Поэтому здесь слишком многофакторное явление, поэтому попытки его как-то упростить, они, на мой взгляд, ни к чему не приведут.
-
31 июля 2019